1-я Тверская Ямская дом 7

Режим работы:11:00 - 21:00
К контактам1-я Тверская Ямская дом 7
11:00 - 22:00
+7 (495) 664-69-81
Корзина

Рубрика #CAMPIOMUSIC



В июне мы плясали брейк, крутили фризы, жгли паркет и пускали волны под легендарных BREAKESTRA!

Breakestra - funk-оркестр из 8 участников родом из Лос-Анджелеса, Калифорния. Группа основана Майлсом Тиккетом (Miles Tackett) в 1996 году. Майлс, также известный как «Musicman», играет на бас-гитаре, гитаре, клавишах и барабанах. Обращаясь к этимологии слова "breakestra", не нужно быть филологом, чтобы понять сложение двух слов: "break" и "orchestra". Название группы не только полностью раскрывает стиль их музыки, но и рассказывает о многообразии состава инструментов в их импровизированном "оркестре". Фанк (англ. funk) — одно из основополагающих течений афроамериканской музыки. Термин обозначает музыкальное направление, наряду с соулом составляющее ритм-энд-блюз. Формирование фанка началось в 60-х годах в противовес растущей коммерциализации ритм-энд-блюза. Основоположниками стиля явились Джеймс Браун, Джордж Клинтон и Слай Стоун.

Слово фанк — жаргонное, оно означает танцевать так, чтобы очень сильно взмокнуть. Слово «фанк» («Get funk!, Get funky!») джазмэны употребляли с начала XX века, когда обращались к зрителям, наряду с ним употреблялось слово «сканк» (англ. skunk). Впоследствии слово фанк закрепилось за стилем музыки, который считается наиболее танцевальным во всём ритм-блюзе. Лари Грэму часто приписывают изобретение «ударной техники игры на бас-гитаре» слэп, который стал отличительным элементом фанка. Гитаристы в фанковых группах играют в ритмичном стиле, часто используя эффект звука wah-wah. «Мёртвые» или приглушённые ноты используются в риффах, чтобы усилить ударные элементы. Джими Хендрикс был пионером фанк-рока. 

История фанка

Начиная с 1967 года, в рамках музыки соул развивается самостоятельное направление, получившее название "фанк". Сам термин появился в музыкальном обиходе еще в 50-х. Его особенно полюбили некоторые джазмены, пытавшиеся отойти от сухости би-бопа, кул-джаза; от нарождавшейся тенденции к интеллектуализации джазовой музыки. Их главным желанием был возврат к народным корням, но не к старому сельскому блюзу, а к эмоциональной и в то же время незамысловатой современной музыке негритянских гетто больших городов.

Пожалуй, первыми употребили этот термин барабанщик Арт Блэйки (Art Blakey), бессменный руководитель ансамбля "Jazz Messagers", а также пианист и композитор Хорас Сильвер, заложивший музыкальные основы джазового фанка (еще в 1953 году он назвал одну из своих пьес "Opsude Funk").

Изначально "фанк" - на жаргоне обитателей черных гетто - это запах человеческого тела в момент сексуального возбуждения. Называя, таким образом свою музыку, ее исполнители как бы специально подчеркивали свою принадлежность к социальным низам и независимость от эстетики истэблишмента, нежелание подстраиваться, казаться благороднее. В этом термине скрыты определенная ирония, горечь, и намек на особую сексуальность данного вида музыки.

Начиная с 1967 года термин "фанк" занимает все более важное место в жизни черных соул-музыкантов, символизируя некое новое отношение к ритмике, аранжировке, самой энергетике исполнения.

Появилась мода по-новому называть песни:

  • "Funky Brodway"
  • "Funky Street"
  • "Funky Wolk" и т. п.

Фанк окончательно отделился от соула, благодаря влиянию белой калифорнийской психоделической рок-музыки, и, в частности, эсид-рока. В 1966 году в Сан-Франциско возникла негритянская группа "Slay & Family Stone", руководимая Силвестром Стюартом, избравшим псевдоним Слай Стоун. Ее стиль, названный "психоделический фанк", оказал заметное воздействие как на белых любителей прогрессив-рока, так и на ряд негритянских соул-групп, таких, например, как "Tamptations".

Одним из идеологов и пропагандистов фанка стал певец, композитор и продюсер Джордж Клинтон (George Clinton), создавший в этом стиле несколько коллективов: "Parlament", "Funkadelic", "Funkenshtain" и другие. Он рассматривал фанк как жизненную философию, как эликсир жизни и ответ на все мировые проблемы. На обложках его пластинок конца 70-х годов всегда присутствовал знак фанка - буква "U" ("unity" - единство) поднятый кулак с вытянутыми указательным пальцем и мизинцем), а также фанк-лозунг: "One Nation united under groove!" ("Одна нация, объединенная в едином порыве"). Имя Джорджа Клинтона впоследствии связывали и со стилем панк-фанк.

Король музыки соул, отец Фанка - Джеймс Браун

Но все-таки наиболее мощной и влиятельной фигурой в музыке фанк остается Джеймс Браун (James Brown), уже имевший к концу 60-х годов всемирную славу соул-артиста. Следуя требованиям времени, он сделал свою музыку более жесткой и ритмически острой. Это происходило в тесной связи с изменением характера борьбы за равные права чернокожих в США, с появлением движения "Black Power" и активизацией агрессивных организаций "Черные мусульмане" и "Черные пантеры". Пик популярности Джеймса Брауна как фанк-артиста пришелся на середину 70-х годов, он выпустил пластинки: как "Sex Machine Today", "Body Hit". Манера его пения и характер оркестровки повлияли на целое поколение фанк-музыкантов, что заметно в композициях таких групп, как "Cool and de Gang", "Ohio Players", "Blackbirds", "Air, Wind & Fire".

Влияние фанка на белую рок- и поп-музыку, а также на джаз-рок и его более позднюю форму - фьюжн, широко распространилось во второй половине 70-х и в 80-е годы.

Именно джазовые музыканты, как черные так и белые, способствовали развитию новой, особой инструментальной техники и совершенствованию искусства оркестровки в стиле фанк. В этой связи нельзя не вспомнить

  • барабанщиков: Билли Кобэма и Стива Гэдда
  • басистов: Пола Джексона, Стэнли Кларка и Жако Пасториуса
  • саксофонистов: Майкла Брейкера и Дэвида Сэнборна
  • композиторов и аранжировщиков: Хэрби Хэнкока, Джорджа Дюка и Куинси Джонса

но и, конечно же, одного из главных идеологов джаз-фанка трубача и композитора Майлза Дэйвиса (Miles Davis).

Массовое увлечение фанком привело к появлению белых и смешанных ансамблей, играющих в этом стиле, в частности: "Everege White Band" или"Tower Of Power". Так как фанк явился частью музыки соул, то белый фанк тоже стали называть "блюайд соул".

Соул - как основа фанка

Ритмическая основа соул, особенно раннего периода, базируется, главным образом, на ритм-н-блюзе и порожденных им формах поп-музыки. Гармонический строй большинства песен этого стиля несет на себе отпечаток религиозной протестантской музыки США с ее простыми взаимоотношениями между тоникой, доминантой и субдоминантой. Одной из главных отличительных черт музыки соул является манера пения, причем как техническая, так и эмоциональная сторона. В традиционном сельском блюзе, пронизанном горечью и безнадежностью, выразительные средства вокала были подчинены основной идее - жалобе и созданию соответствующего настроения.

Совсем иным по энергетике стал вокал в ритм-энд-блюзе, отразившем всю жесткость негритянского существования в гетто больших городов и взявшего на себя функцию снятия физического напряжения и недовольства наиболее непритязательной части черного населения США. Типичным для ритм-энд-блюза стало пение "шаут" (крик).

Соул, многое взявший из госпел, приобрел несколько иной эмоциональный оттенок - эсктатичность, свойственную религиозным обрядам, но наполненную новым содержанием (начиная сексом, заканчивая призывом к единству нации). Изменилась и манера пения. Использование фальцета, переходящего в визг, полуречитатива на крике, общее повышение тесситуры пения определяется специальным термином "скрим" (вопль).

В соул-музыке нередко используется перешедший из традиции госпел принцип "вопроса-ответа", реализуемый в форме подпевок, когда солисту постоянно вторит небольшая вокальная группа. Сверхэмоциональная, даже кажущаяся истерической манера пения соул-артистов берет свое начало от пионера черного рок-н-ролла Литтл Ричарда, который оказал явное воздействие на творчество Джеймса Брауна, Отиса Реддинга, Уилсона Пикетта, Ареты Франклин и многих других.

Однако соул-певцы привнесли в современный вокал тонкую нюансировку и нивелировку звука, целый ряд особых приемов витиеватого пения, специфических "подтягов" и мелизмов. Ярким примером этого может служить искусство выдающегося певца и композитора Стиви Уандера (Stevie Wonder).

Различия стилей соул и фанк

Говоря о различиях между стилями соул и фанк, надо отметить, что они лежат скорее в области инструментовки и исполнительства, нежели в вокальной культуре.

Если в ритм-энд-блюзе, в блюз-роке и в соул-музыке обычно акцентируются слабые доли такта (2-я и 4-я), то для фанка характерен ровный драйв и даже перенос акцентов на сильные доли. Тем самым ритмическая основа стала как бы более монотонной, но и более изощренной - за счет выделения мелких и острых синкоп.

Фанк-инструменталисты научились создавать сложные фактуры, не выходя за рамки одного аккорда помногу тактов. Такая фактура напоминает плетеную ткань, составленную из разноцветных нитей.

Барабаны, бас-гитара, клавишные и духовые инструменты занимают музыкальное пространство так, чтобы по возможности не перекрывать друг друга. Достичь такого эффекта можно, лишь используя короткие, острые фразы и остинатные рисунки, заранее продуманные аранжировщиком. Именно в среде фанк-музыкантов зародилась особая техника игры на бас-гитаре - "слэп", когда (в отличие от обычного способа игры кончиками пальцев или медиатором) звук извлекается ударом внутренней стороны большого пальца, стаккато.



01.07.2016 14:14:00


Поделиться:

Вы смотрите мобильную версию Перейти на полную версию
Чат